« Психолого-педагогическое сопровождение обучения, воспитания и развития учащихся с высоким уровнем учебной мотивации на I cтупени общего среднего образования»

Родителям

Информирование родителей «Реализация интеллектуальных и творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности посредством участия в интеллектуальных и творческих состязаниях различного уровня»


Каждый ребёнок уникален, и для раскрытия способностей необходимо педагогическое мастерство и его важнейший компонент – творчество. «Учить творчеству» как таковому нельзя, но целенаправленно развивать творческие задатки ребёнка можно и необходимо. При этом следует учитывать, что «…не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и, уж конечно, не все могут сохранить надолго творческие способности». 

Работа над развитием интеллектуальных и творческих способностей детей должна строиться на понимании того, что:

-  каждый ребенок может проявить особую успешность в широком спектре деятельностей. Очень важно выявить склонности школьника и предложить ему индивидуальный подход к развитию его личностного потенциала;

- развитие творческих и интеллектуальных способностей должно стать частью формирования целостной личности;

- при выявлении и развитии способностей детей необходимо учитывать психические и физические нагрузки для сохранения физического и психического здоровья учащихся в условиях школьного обучения.

Любому обществу нужны одарённые люди и задача его состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек имеет возможность реализовать свои способности. Задача родителей и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ученика, развить их, поддержать ребёнка, сохранить его неповторимость, подготовить к пониманию того, чтобы его таланты и способности были реализованы. 

Вовлекая детей в активную творческую деятельность, необходимо помочь овладеть нужными знаниями, умениями и навыками. Каждый ребенок по-своему талантлив. Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Поэтому  используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; учить детей рассуждать, мыслить, а не зубрить, самим делать выводы, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

Но не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Еще Ян Амос Коменский призывал сделать любой труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. Поэтому уроки и внеклассные мероприятия обязательно должны быть на высоком уровне интереса и познавательной активности, проходить в доброжелательной обстановке и в ситуации успеха.

Начальная школа - начало всех начал, в том числе и развития интеллектуальных и творческих способностей. Высокомотивированных учащихся отличает исключительная успешность обучения. Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация. 

Во внеурочной деятельности реализуются интеллектуальные и творческие способности учащихся через исследовательский, частично – поисковый, проблемный методы, формы работы: работа в парах, в малых группах, индивидуальные творческие задания, викторины, ролевые игры. 

Участвуя в интеллектуальных и творческих состязаниях различного уровня, учащиеся часто сталкиваются с проблемной ситуацией, сами определяют, какой материал они не знают, что должны повторить. 

Во внеклассной работе учащимся приходится решать нестандартные задачи. Это логические задачи, когда решение сводится к использованию определённых приёмов. Решение таких задач развивает мышление детей; содействует воспитанию терпения, настойчивости и воли; пробуждает интерес к процессу поиска ответа; даёт возможность чувствовать глубокое удовлетворение от поиска правильного решения. Используя нестандартные задачи, можно помочь учащимся проявить свои способности, развить инициативность, самостоятельность и творческий потенциал. 

Еще большую активность у учащихся можно наблюдать при использовании специальных интеллектуальных игр, которые по своему механизму требуют от учащихся активной познавательной деятельности. К этой категории относятся и так называемые задачи «на сообразительность» - шарады, головоломки, вызывающие большой интерес. К ним можно отнести широко известные загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку - как творческую задачу.

Участвуя в интеллектуальных и творческих состязаниях различного уровня, ребята имеют возможность попробовать свои силы в любых направлениях учебной, творческой деятельности, младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

 Участие в интеллектуальных и творческих состязаниях способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний, позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы. Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции. 

Среди форм внеурочной работы в школе большое значение в развитии детей имеет проведение предметных олимпиад. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Реализованные возможности развивают ребёнка, стимулируют его интерес к наукам, олимпиады помогают участникам проверить свои склонности и оценить свои возможности, тем самым способствуя выбору жизненного пути учащихся. В процессе подготовки к олимпиадам и конкурсам происходит развитие интеллектуальных способностей и повышается мотивация к обучению. Поэтому на базе школы проводятся предметные олимпиады для учеников 3 - 4 классов, далее победители (учащиеся 4 классов) участвуют в районных олимпиадах. Проведение всех олимпиад предполагает соответствующую подготовку учащихся. Следовательно, с наиболее сильными и увлечёнными учениками организована индивидуальная работа на стимулирующих занятиях. Стимулирующие занятия с учащимися проводят разные учителя по разным предметам. Такая форма работы была организована с целью проведения наибольшего числа занятий. 

Таким образом, для того, чтобы потенциал одарённого ребёнка раскрылся полностью, необходимо и дальше вести ежедневную, кропотливую индивидуальную работу, как на уроке, так и во внеурочное время.

Родителям же необходимо обратить внимание на собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одаренности в обществе. Надо уважать в ребёнке индивидуальность. Не стремится проецировать на него собственные интересы и увлечения.




Информирование родителей «Роль родителей в развитии интеллектуальных и творческих способностей учащихся»


 Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой и интеллектуальной деятельности. 

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития интеллектуальных и творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве.

Успешное развитие интеллектуальных и творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

  1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.

  2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.

  3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до “потолка” своих возможностей.

  4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.

  5. Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

  6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима усиленно направленная работа по развитию интеллектуального и творческого потенциала у детей.

Для развития интеллектуальных и творческих способностей важную роль отыгрывает семья.

 Ребёнок большую часть времени (жизни) проводит в семье.  Нельзя недооценивать роль семьи в развитии интеллектуальных и творческих способностей своего ребёнка. 

Общение с книгой является мощным источником развития интеллекта и эмоциональной сферы, воображения. Конечно, осознать всестороннюю значимость чтения (общекультурную, развивающую, ценностно-ориентирующую) ребёнок пока не способен, но предположить на примере родителей, что чтение-это увлекательное и важное занятие, убедиться в этом на собственном опыте, дети уже в состоянии. Для этого требуется создание в доме определенных условий. Прежде всего, устройство в комнате ребёнка уголка чтения, это и игровой инструментарий для обучения чтению (кубики с буквами, разрезная азбука, буквенная мозаика и т.п.), а главное - книга для данного возраста.

    Творческие работы уч-ся (выполненные совместно с детьми) - это книжки – малышки, рефераты, рисунки, ребусы, кроссворды и т.д.

    Одним из путей творческого развития ребёнка, его познавательных способностей является общение с природой. Рекомендуем родителям, отдыхая семьёй на природе, наблюдать за ней, не просто смотреть, а всматриваться, вслушиваться. Это способствует развитию фантазии, воображения ребёнка.

  Совместная увлечённая работа с природным материалом, с пластилином, с бумагой и т.д. не только способствует творчеству, но и сближает ребёнка с родителями.

  Дети стараются выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать, с удовольствием участвуют в спорах, как с учителем, так и с классом и родителями. Они учатся отстаивать своё мнение.

Родителей призываем:

- не кричать на ребёнка - крик притупляет голос детской совести;

- никого ни с кем не сравнивать - уважать в ребёнке индивидуальность;

- верить ребёнку;

- не перехваливать;

- не мешать делать неправильно;

- не объяснять всего учебного материала - не лишать детей радости самостоятельного поиска.

    Эмоциональное общение новорожденного ребенка с матерью, взрослыми людьми имеет решающее значение для интеллектуального развития ребенка. Существует тесная связь между интеллектуальным развитием ребенка и его возможностями общаться со взрослыми в течение достаточно длительного времени (чем меньше общения со взрослыми, тем медленнее происходит интеллектуальное развитие). Влияет и социальное положение семьи: обеспеченные семьи имеют более широкие возможности для создания благоприятных условий развития ребенка, развития его способностей, его обучения и конечном счете для повышения интеллектуального развития ребенка.

Ребёнок  существо само по себе действенное. Ему нужно всё пощупать, потрогать, познать всё, что ему говорят, успеть задать тысячу вопросов. Творчество – это постоянное усовершенствование своей личности, мышления, сознания, интеллекта и постоянная устремленность совершать нечто новое, делать больше и лучше, чем раньше. В творческой деятельности человек развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности. Творческий подход к детям поможет решить ряд задач, а именно: развить самостоятельное мышление, воображение, речь, поможет установить доверительные отношения между учителем и учеником, позволит ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать своё мнение.

    Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – чувство тайны, которую так хочется разгадать (Тайна возбуждает творчество – так сказал А.Эйнштейн). Творчество всегда самодеятельно. Главный стимул творчества – огромная радость. Поэтому следующими принципами для развития интеллектуальных и творческих способностей являются:

  • Восприятие ребёнка как личности вне зависимости от того, что и как он делает, безусловное уважение и принятие его таким, какой он есть.

  • Внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям интеллектуальной и творческой активности младших школьников, которое предполагает восхищение каждой идеей, мыслью, поделкой ребенка; категорическое отсутствие критики и оценок.

     Необходимо в каждом ребёнке видеть творческий потенциал, своеобразную индивидуальную креативность и стремиться развивать её. Предоставление ребёнку психологической свободы: свободы выбора, свободы выражения чувств и переживаний, принятие самостоятельного решения. Такая свобода способствует развитию воображения, фантазии, самостоятельности. 

Совместное рисование помогает раскрыть художественные способности, занятия музыкой и пением дают возможность проявить себя музыкально одаренным детям.

Дополнительный толчок к развитию творческих способностей младших школьников дает посещение ими различных кружков и секций. 

Самовыражению детей и улучшению их коммуникативных навыков способствует участие в театральной деятельности.

Первое условие развития интеллекта и творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом». Второе условие развитие способности ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно родитель должен с первых дней поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей. Но создание благоприятных условий, не достаточно для воспитания ребёнка с высокоразвитыми творческими способностями.

Проявлению творческих способностей младших школьников способствует наличие воображения, фантазии, возможность их проявления.

Развивать у детей интеллектуальные и творческие способности – задача сложная и трудная. Этому способствуют задания:

• подобрать слова, сходные и противоположные по смыслу;

• придумать слова и словосочетания на тему;

• составить предложения с заданным словом;

• составить предложения с предложенным словосочетанием, по картинке, по схеме;

• составить рассказ по вопросам, по картинкам;

• нарисовать словесную картинку к строчкам рассказа, стихотворения;

• озаглавить части рассказа, картинки, стихотворения.

Довольно большая свобода действий открывается перед ребенком при выполнении заданий, требующих изменить и преобразовать рассказ, кратко передать содержание текста, изменить слова в тексте, написать изложение, изменить в изложении лицо, от которого идёт повествование.

Особое место в системе творческого развития занимает сочинение. Именно сочинение – высшая форма проявления творческих способностей. Ребёнок должен жить в мире творчества. “Без этого, - писал В.А. Сухомлинский, - он засушенный цветок”.

Наиболее благоприятным материалом для творческих сочинений являются наблюдения за природой и окружающей жизнью. Дети очень тонко чувствуют и понимают язык природы. 

Благотворно на детей влияет музыка. Во время прослушивания музыки, они пытаются представить какие–то образы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и в развитии.

 Нет ни капли сомнения, что все дети талантливы. Но природа решила припрятать талант. Признаки одарённости нужно уметь замечать, они не всегда ярко выражены. Талант можно развить, а можно и загубить.

    Психологи утверждают, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше, в противном случае оно может угаснуть. Следовательно, необходима целенаправленная работа по развитию творческого мышления младших школьников с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.   

Каждый ребенок по своей натуре творец. Необходимо лишь как можно раньше разглядеть в нем творческое начало и развить индивидуальные способности. Развитие интеллектуальных и творческих способностей - сложное и важное дело, успешной реализации которого помогает тесное сотрудничество школы и семьи. 

Младший школьный возраст представляет собой очень важный этап в процессе формирования личности ребенка. Каждый день ему приходится усваивать массу новой информации в школе, тренируя интеллектуальные способности, абстрактное мышление, память. Именно в этот период очень важно развить и закрепить еще и творческий потенциал ребенка, так как в дальнейшем сделать это будет намного труднее. Вовлечение младших школьников в творчество помогает им раскрыть свои психические качества, формирует эстетический вкус, обогащает их внутренний мир. Ребенок, имеющий возможность с раннего детства проявлять свои творческие способности, сохраняет креативность и в зрелом возрасте, а именно это качество наряду с деловыми задатками высоко ценится в современном мире.

    Итогом всей работы является радость в глазах ребёнка. Нет скучающих, равнодушных. Дети всегда в постоянном  поиске,  каждый  раз открывая   для себя  что-то новое.    

   Какие прекрасные слова Яноша Корчака: «И пусть ребёнок ищет, только бы не заблудился, пусть карабкается, только бы не упал, пусть корчует, только бы не поранил рук, пусть борется, только осторожно…»       



Портрет одаренного ребенка
  • Любознательность. Одаренным детям в большей степени, чем их "нормальным" сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира. 
  • Сверхчувствительность к проблемам. Одно из важнейших качеств истинного творца - способность удивляться и видеть проблемы и противоречия, в особенности там, где другим все представляется ясным и понятным. 
  • Надситуативная активность (познавательная самодеятельность). Речь идет о стремлении к постоянному углублению в проблему (способность к "ситуативно не стимулируемой деятельности"). 
  • Повышенный интерес к дивергентным задачам. Так условно называются задачи, имеющие не один, а множество правильных ответов. 
  • Оригинальность мышления. Способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных, обычно называют оригинальностью мышления. 
  • Гибкость мышления. Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию, называют гибкостью мышления.
  • Легкость генерирования идей (продуктивность мышления).
  • Легкость ассоциирования. Она выражена наиболее явно в умении находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются, в способности найти путь к решению проблемы, используя различную, в том числе и кажущуюся посторонней, информацию. 
  • Способность к прогнозированию. Это редкое качество, включающее в себя воображение, интуицию, способность к глубокому анализу. 
  • Высокая концентрация внимания. Выражается это, во-первых, высокой степенью погруженности в задачу; во-вторых, возможностью успешной настройки внимания даже при наличии помех на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. 
  • Отличная память.
  • Способность к оценке. Она предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимание как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других людей.
  • Особенности склонностей и интересов. У одаренных детей они часто очень широки и при этом устойчивы и осознанны. 
  • Стремление к самоактуализации. Стремление раскрыть свой внутренний потенциал многие исследователи считают главным побудительным мотивом творчества человека (Г. Гольдстейн, К. Роджерс и др.). 
  • Перфекционизм (стремление к совершенству). Это качество проявляется уже в раннем возрасте, когда ребенок не удовлетворяется результатом, пока не достигает максимального для себя уровня (интеллектуального, эстетического, нравственного). 
  • Самостоятельность. Самостоятельность как личностное свойство предполагает: во-первых, независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения; во-вторых, ответственность за свои поступки и их последствия; в-третьих, внутреннюю уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно.
  • Лидерство. В общении со сверстниками (неодаренными детьми) одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль руководителя и организатора групповых игр и дел. 
  • Соревновательность.
  • Особенности эмоционального развития. В качестве одной из основных особенностей развития эмоциональной сферы одаренного ребенка большинство исследователей отмечают повышенную уязвимость. Одаренные дети не только больше видят, тоньше чувствуют, они способны следить за несколькими явлениями сразу, тонко подмечая их сходство и различие. 

                     В последнее время, это ни для кого не секрет, значительно увеличилась криминализация нашего общества. Рост преступности детей, опережающий рост преступности взрослых, беспризорность, рост социального сиротства, насилие над детьми и насилие самих детей над сверстниками и взрослыми; использование детей в преступных группировках; принуждение детей к попрошайничеству и проституции; наркомания, алкоголизм; проблемы с физическим и психическим здоровьем. Это все больше и больше тревожит общественность.
Индивидуальность ребенка изначально формируется в семье. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы и в частности классного руководителя. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития и воспитания личности ребенка.
Главное назначение семьи – воспитание детей. И прежде чем воспитывать детей надо «воспитывать родителей». «Воспитание родителей» - международный термин, под которым понимается помощь и рекомендации родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительских функций. Консультации, инструкции, советы и рекомендации нужны не только родителям детей неблагополучных групп и групп риска. Они необходимы и благополучным семьям – растущие потребности общества предъявляют к семье все новые требования. При этом считается, что воспитание родителей имеет две основные задачи: «накопление педагогических знаний, необходимых родителям для воспитания детей, и самовоспитание родителей».


Комментариев нет:

Отправить комментарий