« Психолого-педагогическое сопровождение обучения, воспитания и развития учащихся с высоким уровнем учебной мотивации на I cтупени общего среднего образования»

Учителям





Традиционные формы работы с родителями

•родительские собрания
•общеклассные и общешкольные конференции
•индивидуальные консультации педагога
•посещения на дому

Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть и должны стать школой просвещения родителей, расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребёнком успехов. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.
Общешкольные родительские собрания проводятся не более двух раз в год и носят характер отчёта работы школы за определённый период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитываются о своей работе родительский комитет школы. Можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье.
Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными участниками которых станут и дети. Готовятся очень тщательно, с участием психологов, социальных педагогов, которые работают в школе. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определённые решения и намечает меро-приятия по заявленной проблеме.
Индивидуальные консультации особенно необходимы, когда учитель набирает класс. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком:
•особенности здоровья ребёнка;
•его увлечения, интересы;
•предпочтения в общении в семье;
•поведенческие реакции;
•особенности характера;
•мотивация учения;
•моральные ценности семьи.
В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребёнок», которая заполняется педагогом, совместно с родителями.

Анкета «Мой ребёнок»

1.Когда он родился, то __________________________________________________
2.Самым интересным в первые годы жизни в нём было ______________________
3.О здоровье можно сказать следующее ___________________________________
4.Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы __________________________
5.Его отношение к школе было ___________________________________________
6.Трудности воспитания связаны с ________________________________________
7.Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на ________________________
Посещение ученика на дому возможно после получения разрешения родителей. Педагог должен предупредить о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения.

Нетрадиционные формы работы с родителями

тематические консультации
•родительские чтения
•родительские вечера
Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет.

Примерные темы:

1.Ребёнок не хочет учиться.
2.Как развить плохую память ребёнка.
3.Единственный ребёнок в семье.
4.К чему может привести тревожность детей.
5.Талантливый ребёнок в семье.
Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении.

Этапы проведения родительских чтений следующие:

•на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии;
•учитель собирает и анализирует информацию;
•определяется список литературы по данному вопросу;
•изучение литературы родителями;
•изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях.
Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Проводятся два-три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть разно-образными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерная тематика:

1.Первый год ребёнка, каким он был.
2.Каким я вижу будущее своего ребёнка.
3.Друзья моего ребёнка.
4.Праздники нашей семьи.


МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ УЧИТЕЛЕМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ (В.В.ПИКАН)


Группы методов
М е т о д ы

 

Эмоциональные

  1. Поощрения
  2. Порицания
  3. Учебно-познавательные игры
  4. Создание ярких наглядно-образных представлений
  5. Создание ситуации успеха
  6. Стимулирующее оценивание
  7. Свободный выбор заданий
  8. Удовлетворение желания быть значимой личностью

Познавательные
  1. Опора на жизненный опыт
  2. Познавательные интересы
  3. Создание проблемных ситуаций
  4. Побуждение к поиску альтернативных решений
  5. Выполнение творческих   заданий
  6. Предъявление заданий на смекалку
  7. «Мозговая атака»
  8. Развивающая кооперация

Волевые
  1. Предъявление учебных требований
  2. Информирование об обязательных результатах обучения
  3. Формирование ответственного отношения к учению
  4. Познавательные затруднения
  5. Самооценка и коррекция своей деятельности
  6. Рефлексия поведения
  7. Прогнозирование будущей деятельности

Социальные
1.        Развитие желания быть полезным отечеству
2.        Побуждение подражать социальной личности
3.        Создание ситуации взаимопомощи
4.        Эмпатия, сопереживание
5.        Поиск контактов и сотрудничества
6.        Заинтересованность результатами коллективной работы
7.        Взаимопроверки
8.        Рецензирование






Материалы для учителя






РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Основные направления деятельности классного руководителя
-обеспечение нормального физического здоровья школьников;
-решение проблемы общения;
-расширение познавательной сферы ребёнка;
-повышение воспитательного потенциала семьи.
Профессиональные способности классного руководителя:
1.Рефлексивно-аналитические способности:
-способность анализировать свою деятельность;
-способность предвидеть результаты и последствия своей деятельности;
-умение овладевать методами диагностики состояния личности и коллектива;
-умение наблюдать и оценивать уровень индивидуального развития школьника.
2.Организаторские способности:
-ставить перед детьми только такие задачи, которые дадут ожидаемый результат;
-планировать работу с теми, кто будет её осуществлять;
-разделить цель на более мелкие задачи и превратить их в дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы класса;
-создать положительную установку на предстоящую деятельность;
-использовать различные методы стимулирования индивидуальной самореализации детей;
-координировать усилия семьи, педагогов в воспитании школьников.
3.Коммуникативные способности:
-установление контакта и взаимопонимание с каждым ребёнком;
-коррекцию межличностных взаимоотношений между детьми;
-справедливое решение всех конфликтных ситуаций;
-достижение взаимопонимания между родителями, педагогами и детьми.



Линеечка из белых роз


ПАМЯТКА ДЛЯ

 УЧИТЕЛЕЙ ПРИ

ОТБОРЕ

 КАНДИДАТОВ

НА УЧАСТИЕ В ПРОГРАММЕ ДЛЯ 

ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Настоящая памятка разработана в помощь классному руководителю при отборе кандидатов на участие в программе для одаренных детей. Черты, характеризующие одаренность, разделены на шесть категорий: учебная, творческая, чувство юмора, мотивация. абстрактное мышление (решение задач) и чувствительность. Большинство учеников про­являет некоторые из этих характеристик. Однако потенциально одаренные дети проявляют большинство из этих способностей.
Учебные характеристики
·         Справляется с заданиями быстрее своих одноклассников
·         Быстpo запоминает фактическую информацию
·         Является знатоком в интересующей  теме
·         Не требует многократного  повторения, чтобы выучить предмет
·         Имеет продолжительный объем внимания
·         Быстро надоедают однообразные задания
·         Любит трудные задачи
·         Обладает богатым словарным запасом.
·         Способен переносить знания от одной ситуации к другой
·         Крайне любознателен
·         Имеет широкий круг интересов
·         Проявляет интересы с опережением возраста
     Творческие способности
  • Предлагает  уникальные ответы на вопросы
  • Любит выполнять дела новыми и разными способами
  • Способен устанавливать связи между  несвязанными идеями
  • Сочиняет  песни, стихи, загадки или шутки
  • Проявляет высокий уровень любозна­тельности по многим вопросам
  • Рисует
  • Обладает высокой терпимостью к бес­порядку
  • Создает усовершенствованные изделия
Чувство юмора
·         Понимает игру слов и загадки
·         Высказывается или рассказывает истории с чувством юмора
·         Имеет исключительно чуткий слух ко всему эксцентричному и смехотворному
        Мотивация
·         Настойчив, упорно выполняет задания
·         Приступает к заданию самостоятельно, не дожидаясь указания
·         Самостоятельный, независимый ученик
·         Может упорно сосредотачиваться на задании долгое время
·         Не нуждается во внешних мотивах для выполнения задания
·         Проявляет сильную тягу к знаниям, ощущениям, творчеству, осмыслению
Абстрактное мышление
  • Задает провокационные вопросы
  • Распознает связи,  непостижимые для сверстников
  • Анализирует причины и следствия
  • Любит анализировать и решать сложные задачи
  • Использует логику при решении задач
  • Делает выводы
Чувствительность
  • Интересуется вопросами о том,  что такое хорошо и что такое плохо
  • Проявляет сочувствие к окружающим
  • Возлагает большие надежды на себя и других
  • Проявляет сильные чувства и зрелые взгляды



    

Комментариев нет:

Отправить комментарий