« Психолого-педагогическое сопровождение обучения, воспитания и развития учащихся с высоким уровнем учебной мотивации на I cтупени общего среднего образования»

Описание структуры и содержания модели

 

Описание структуры и содержания модели

 

Теоретические основы модели

Внимание к проблемам одаренности диктуется социальным заказом общества и способствует интенсивному росту исследований в этой области.

Всестороннему изучению проблемы одаренности, сущности данного понятия способствовали труды таких зарубежных ученых, как А. Бине, Дж.  Гилфорда, Ж. Пиаже, Дж. Рензулли, Ч. Спирмена, Л. Торндайка, Л. Термена, В. Штерна и др. Их работы дали функциональное определение интеллекта, а также позволили разработать средства для его измерения. Эти ученые акцентировали внимание общества на ценности высокого интеллектуального потенциала, необходимости особой заботы об одаренных детях.

Американскими учеными П. Торренсом и Э. Боно были созданы программы развития творческого мышления учащихся, на основе идей психологов Дж. Кэррола и Б. Блума разработаны методики обучения одаренных.

Проблема одаренности в советских исследованиях разрабатывалась как психология способностей, что наиболее полно и четко было отражено в работе Б.М. Теплова. Российским психологом A.M. Матюшкиным была разработана концепция творческой одаренности; интенсивно внедрялись теории и методики диагностики детской одаренности (И.С. Аверина, Д.Б. Богоявленская, Л.Ф. Бурлачук, Л.А. Венгер, К.М. Гуревич, А.И. Савенков, Е.И. Щебланова); изучались особенности мотивации в младшем школьном возрасте, развитие потребностно-мотивационной сферы (Божович Л.И., Волочков А.А., Вяткин Б.А., Локалова Н.П., Петровский А.В., Прохоров А.О.); разрабатывалась проблема прогнозирования развития одаренных детей и выдающихся достижений (Н.С. Лейтес, B.C. Юркевич).

Среди белорусских ученых, изучавших различные аспекты процесса становления детской одаренности, можно отметить Н.Ф. Вишнякову, А.И. Жука, Н.В. Кухарева, И.А. Малахову, В.Н. Наумчика, В.П. Пархоменко, В.С. Решетько, Т.М. Савельеву, И.И. Цыркуна.

         Анализ многочисленных разработок позволяет сделать следующие основные выводы:

·    психологическим ядром общей одаренности (академической, интеллектуальной) являются умственные способности (или общие познавательные способности), вокруг которых выстраиваются творческие, эмоционально-волевые и мотивационные свойства личности;

·    к мотивационным особенностям поведения детей с общей одаренностью относится повышенная познавательная потребность, проявляющаяся в широкой любознательности и исследовательском поведении; повышенная потребность в умственной нагрузке; ярко выраженный интерес к учебной деятельности, интеллектуальная инициатива, надситуационная активность;

        Основой организации работы с интеллектуально одаренными детьми в начальной школе является признание необходимости создания специальных условий их обучения и развития, направленных на обеспечение адаптивности образования в условиях информационного общества; оказание помощи ребенку в осознанном выборе индивидуальной образовательной траектории, развитии его когнитивного и творческого потенциала.

 

Направления психолого-педагогического сопровождения:

диагностические материалы по оценке основных характеристик развития учащихся с высоким уровнем учебной мотивации (изучение интеллектуальных и личностных особенностей одаренных детей, их интересов и склонностей);

консультирование (поддержка одаренных школьников в его выборе деятельности, обеспечение педагогов и родителей необходимой информацией об особенностях развития одаренного ребенка);

коррекционно- развивающая работа (своевременная коррекция проблем в интеллектуальном и личностном развитии ребенка, раскрытие его потенциальных возможностей);

совместная деятельность учащихся и педагогов,

самостоятельная деятельность обучающихся,

взаимодействие учреждения образования с родителями.

Содержание модели «Психолого-педагогического сопровождения обучения, воспитания и развития учащихся с высоким уровнем учебной мотивации на I ступени общего среднего образования» опирается на принцип преемственности, как основополагающий принцип в реализации личностно-ориентированного и компетентностного подходов. Использование личностно-ориентированных технологий позволит обеспечить «индивидуально-ориентированное образование», в центре которого находится уникальная, целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной самоактуализации.

         Разработка модели осуществлялась на основе системного, личностного, деятельностного подходов.

Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя проведение следующих диагностик, способов выявления высокомотивированных учащихся

Диагностика

Ответственный за проведение

1. Уровень мотивации учителей, степени их готовности к инновационной деятельности

Педагог-психолог

2. Диагностики учащихся

Отношение первоклассников к школе А. Венгера; 

Школьная мотивация Н. Лускановой;

Логическое мышление Д. Векслера;

Образная креативность П. Торренса;

Школьная тревожность А. Прихожан;

Утомляемость О. Ореховой;

Самооценка В. Щур;

Выявление особенностей познавательных интересов учащихся;

Выявление внимания (корректурная проба Бурдона);

Выявление зрительной и слуховой памяти (методом диагностики типа память);

Выявление уровня мышления («Значение слов», «Складывание фигур»)

Педагог-психолог

3. Методика А.С. Савенкова «Карта интересов младшего школьника»

Педагог-психолог

4. Диагностика уровня психоэмоционального состояния учащихся:

Тревожность

Утомляемость

Педагог-психолог

5. Диагностика уровня здоровья учащихся:

Группа здоровья,

Динамика состояния зрения

Динамика состояния осанки 

Заместитель директора

6. Диагностика уровня общеучебных умений учащихся

Учебно-организационные умения

Учебно-интеллектуальные умения

Учебно-информационные умения

Учебно-коммуникационные умения

Руководитель проекта

7. Диагностика личностного

развития учащихся

Самооценка

Познавательная активность

Волевые процессы

Логическое мышление

Творческое мышление

Педагог-психолог

8.Диагностика уровня воспитанности учащихся: Трудолюбие

Коллективизм

Самостоятельность

Организованность

Дисциплинированность

Инициативность

Куратор проекта, заместитель директора

9. Диагностика:

Отношение администрации учреждения образования к нововведению

Отношение педагогов учреждения образования к нововведению

Отношение родителей учащихся начальных

классов к нововведению

Отношение учащихся начальных классов

к нововведению

Заместитель директора

 

 

ГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ психолого-педагогического сопровождения обучения, воспитания и развития высокомотивированных учащихся:



Целевой компонент модели отражает цель, направленную на повышение уровня обучения, воспитания и развития учащихся с высоким уровнем учебной мотивации на I ступени общего среднего образования посредством осуществления психолого-педагогической поддержки учащихся.

Содержательный компонент модели – это система работы по поддержке обучения, воспитания и развития учащихся с высоким уровнем учебной мотивации посредством системы основного и дополнительного образования.

Методический компонент модели включает методы, приемы, формы и средства, принципы и условия повышения эффективности психолого-педагогического сопровождения обучения, воспитания и развития младших школьников (создание развивающей среды, обеспечение благоприятной психологической атмосферы, воспитание учителем собственной креативности, взаимодействие педагога с родителями). Доминирующее место отводится в данной модели методам творческого характера – проблемным, поисковым, интерактивным в сочетании с различными формами индивидуальной и групповой работы.

В основе оценочно-коррекционного компонента модели лежит диагностика обучения, воспитания и развития учащихся с высоким уровнем учебной мотивации, информация о динамике показателей, определяющих эффективность деятельности.


Основные направления психолого-педагогического сопровождения
















 Субъектами являются все участники образовательного процесса: администрация, педагоги, учащиеся, родители.




В систему дополнительных заданий включаются:

Ø открытые вопросы

Ø исследовательские задания

Ø компетентностно-ориентированные задания

Ø проблемные вопросы

Ø вопросы-провокации

В модели выделяют следующие уровни

психолого-педагогического сопровождения:

Ø индивидуальные

Ø групповые

Ø на уровне класса

Ø на уровне учреждения образования


Мониторинг осуществляется на основе следующих диагностических материалов: методик изучения учебной деятельности, внимания, памяти, логического мышления, творческого мышления, психо-эмоционального состояния, развития речи, воспитанности; результатов уровня обученности, участия в предметных олимпиадах,  интеллектуальных и творческих конкурсах; листов наблюдений сформированности общеучебных умений и навыков; анкет оценки уровня профессиональной квалификации педагогических кадров, оценки удовлетворенности субъектов образовательного процесса.

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ универсальных учебных действий:

личностные (ценностно-смысловые, нравственно-этические);

регулятивные (планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка); 

познавательные (общеучебные, знаково-символические, логические); коммуникативные (сотрудничество, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли согласно задачам и условиям коммуникации).

В основе модели психолого-педагогического сопровождения обучения, воспитания и развития учащихся с высоким уровнем учебной мотивации на I ступени общего среднего образования лежит реализация эффективной работы по созданию максимально комфортных условий для проявления творческих возможностей учащихся. Все это способствует повышению учебной мотивации учащихся и включает их в активную познавательную деятельность, дает возможность эффективно реализовывать компетентный подход в обучении.

 Критерии и показатели эффективности инновационной деятельности по внедрению модели психолого-педагогического сопровождения обучения, воспитания и развития учащихся с высоким уровнем учебной мотивации

 Критериями эффективности работы с интеллектуально одаренными детьми начальных классов являются позитивные изменения в их мотивационной, интеллектуальной, творческой и личностной сферах, которые проявляются в активной познавательной деятельности учащихся, оригинальности подходов к решению задач, стремлении к самосовершенствованию.

Таким образом традиционное содержание учебных программ в процессе использования предлагаемой модели не изменяется, но обогащается за счет включения дополнительных дидактических материалов, способствующих повышению познавательной мотивации учащихся и направлена на формирование системы ключевых компетенций учащихся на I ступени общего среднего образования.  

Использование разработанных методов и приемов обучения в начальной школе позволит обогатить традиционную методику обучения, которая способствует процессу приращения интеллектуальных новообразований, повышает эффективность обучения каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и способностей.

Предложенная модель раскрывает организационно-методическую структуру психолого-педагогического сопровождения обучения, воспитания и развития учащихся с высоким уровнем учебной мотивации на I ступени общего среднего образования, структурные компоненты, которые являются взаимосвязанными и взаимообусловленными.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий