ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА по учебному предмету «ЧЕЛОВЕК И МИР»
за первое полугодие
ученика
(цы) 3 «__» класса ___________________________ «__» 01.2020
Первый
вариант
ЧАСТЬ
1. Ответь
на вопросы одним словом «да» или «нет»
1.
Можно ли дойти до линии горизонта? ______
2.
Существуют ли стороны горизонта? ______
3.
Солнце – это звезда? _____
4.
Глобус – это модель земного шара? _____
5.
На карте коричневым цветом обозначены пустыни?
______
6.
В Беларуси есть равнины? _______
7.
В смешанных лесах растут хвойные деревья? _____
8.
Кабан – самое крупное животное наших лесов?
_____
9.
Озёра впадают в реки? _____
10. Можно
ли осушить болото? _____
ЧАСТЬ 2.
Запиши
ответы на вопросы
1.
В каком полушарии находится Беларусь?
______________________
2.
Сколько океанов на Земле? _________________
3.
Если встать лицом к востоку, какая сторона
света будет за спиной?
___________________________________
4.
Какой вид ориентирования самый точный?
_____________________
5.
Как называется небольшое возвышение земной
поверхности?
___________________________________
6.
Какое полезное ископаемое называют чёрным
золотом?
___________________________________
7.
Где добывают торф?
_______________________________
8.
Почему Беларусь называют синеокой?
________________________
_________________________________________________________
9.
Как называется растение – хищник?
__________________________
10. Как
дети могут помочь сохранить лес? ________________________
_________________________________________________________
ЧАСТЬ 3.
Запиши
ответы на вопросы, используя физическую карту полушарий (открой первый форзац
учебника)
1. Какие
материки расположены в Западном полушарии?
__________________________________________________________
2. Какие
океаны омывают Австралию?
___________________________________________________________
3. Какие
материки омывает Северный Ледовитый океан?
___________________________________________________________
4. Какой
полюс находится в Антарктиде? __________________________
5. Как на
карте обозначаются пески? ________________
6*. На каком материке находятся самые высокие горы?
___________________________
ЧАСТЬ 4.
Открой
учебник на стр. 90. Прочитай текст от слов «Морские водоросли» до конца
параграфа. Ответь на вопросы, используя учебник.
1. Что
образуется, когда отмирают морские водоросли? ____________________________
2. Сколько
кислорода в воздух Земли выделяют морские водоросли?
____________________________
3. Все
водоросли являются съедобными для человека? _______
4. Как
называется особое вещество, которое получают из водорослей?
____________________________
5. Какого
цвета бывают водоросли?
___________________________________________________________
6*. Почему водоросли являются хорошим
удобрением?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Подведение итогов
Обведи номер той части работы,
которая тебе больше всего
понравилась:
1
2 3 4
Обведи номер той части работы, которая для
тебя оказалась
самой лёгкой:
1
2 3 4
Обведи номер той части работы, которую ты
считаешь для себя
самой полезной:
1
2 3 4
Спасибо за работу! Успехов в учёбе!
Зима
Задание № 1
Ответь на вопросы:
·
К какому царству
относятся организмы, состоящие в основном из шляпки и ножки?____________________________________________________________
·
Есть такая
народная поговорка "В воде искупался, да сух остался". О ком так
говорят и почему? ___________________________________________________
______________________________________________________________________
·
Назови «цветные
моря»_________________________________________________
________________________________________________________________________
·
Могут ли в
природе встретиться белый медведь и пингвин? Почему?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
·
В мае часто
случаются заморозки, которые в народе связывают с названием этого растения, так
как в мае он как раз цветет? ____________________________
·
Чистота воздуха
во многом зависит от здоровья леса. А зависит ли здоровье леса от чистоты
воздуха? Почему?____________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
·
Иногда строение
Земли сравнивают с варёным куриным яйцом. Объясните, почему это сравнение не
совсем удачно? __________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Ещё в древности греки обсаживали площади и улицы этими деревьями,
поэтому его научное имя «популюс» - означает «народный».С какой целью люди
сейчас высаживают эти деревья на улицах городов? __________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 2
«Доскажи
словечко»
1.
все предметы,
которые нас окружают, называются
_______________________
2.
поверхностный
плодородный слой земли ________________________________
3.
цепочка
превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом ___________________________________________________________
4.
выведенные
человеком растения, называются _____________________________
5.
водная оболочка
Земли ________________________________________________
6.
растения –
вредители на полях __________________________________________
7.
воздушная
оболочка Земли _____________________________________________
8.
цепочки,
поедающих друг друга живых организмов ________________________
9.
часть дерева, в
которой производятся органические вещества ________________
Задание № 3
Найдите в каждой строчке "лишнее слово"
1.
Ухо,
язык, нога, глаз, нос.
2.
Термометр,
ножницы, флюгер, микроскоп.
3.
Сосна,
пихта, ольха, лиственница.
4.
Луна,
Земля, Солнце, Колумб.
5.
Россия,
Франция, Санкт-Петербург, Германия.
6.
Лучина,
телевизор, лапти, карета.
7.
Пингвин,
кит, страус, аист.
8.
Гейзер,
компас, барометр, термометр.
9.
Осина,
ольха, лиственница, берёза.
10. Метель, роса, снеговик, сугроб.
Задание № 4
Допиши нужное слово, сохраняя смысловую связь
1.
автомобиль –
бензин, девочка - _______________________________________
2.
гвоздь – металл,
льдина - ____________________________________________
3.
сахар – чистое
вещество, почва - _____________________________________
4.
бульон –
жидкость, кислород - ________________________________________
Задание № 5
Подчеркните явления природы: Солнце, дождь, лягушка, снег, прилив, грибы,
землетрясение, листья, ураган, платье, радуга.
Задание № 6
Напиши определения к указанным понятиям
Заповедник________________________________________________________________
Флора -
___________________________________________________________________
Фауна -
___________________________________________________________________
Глобус - __________________________________________________________________
Задание № 7
Собери из букв как можно больше названий
рек России (буквы можно
использовать несколько раз). Запиши эти
названия.
НЛИОВАГБЬЕСЙДУМР
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 8
Ответьте, верны ли утверждения
(Запишите в таблице: да или нет)
- Смена времён года происходит потому, что Земля
вращается вокруг своей оси.
- Перелётные птицы (ласточки, аисты) улетают на юг,
чтобы вывести там потомство.
- Природа может обойтись без человека, а человек
без природы - нет.
- Россия расположена на материке Евразия.
- В лесу растут древесные и травянистые растения.
- Зимой крот впадает в спячку, потому что не может
в этот период найти пищу.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Задание № 9
Узнай
загадочных животных и подчеркни правильный ответ
1) Какое животное может поднять груз почти в 100 раз
больше собственного веса?
РАЙВЕУМ
КАБЕЛ
ВЕОРБОЙ
КЯМОХ
2)
Какая птичка бегает под водой по дну ручьёв и рек в поисках пищи?
ЛЯПАКО
САЛАТЧОК
ШНУРОК
3)
Какое животное может жить без пищи семь лет?
КУЛОСЯ
ВЕЛ КЩЕЛ
ЗОКА
ДЕВЬДЕМ
4)
Какое из животных может прыгать на расстояние в 100 раз больше собственной
длины?
РОВОАН
КУШАГЛЯ
НОСЛ
5)
У кого из этих животных мозг похож на человеческий?
РАНБА
ЁЛОС
ЛИФДЕНЬ
Задание № 10
Соедини линиями слова в правом и левом столбиках
Орган зрения
|
Орган слуха
|
Орган обоняния
|
Орган вкуса
|
Орган осязания
|
Язык
Кожа
Глаза
Уши
Нос
Задание № 11
Найдите в рассказе ошибки, подчеркните
их.
Наступила осень. Со всех деревьев опадают последние листья.
Животные готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг. Это журавли, кукушки,
синицы, грачи. Заяц, ёж, лиса меняют шубки
на более тёплые и густые. Белка и ёж делают запасы, медведь и крот
засыпают до весны.
Задание № 12
Распредели
растения по ярусам, записывая их номера.Деревья________________ 1.сосна 2.кислица 3.ель 4.голубика
Кустарники________________ 5.берёза 6.брусника 7.ландыш 8.дуб
Кустарнички_______________ 9.черника 10.пролеска 11.орешник
Травянистые растения_____________ 12.ветреница
Задание № 13
Реши экологические задачи.
1. Летом за сутки лось съедает 35 кг листьев, травы.
Сколько корма потребуется ему в течение 30 дней? _____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
2. Бумага, брошенная вами в лесу, будет
лежать 2 года. Консервная банка – в 15 раз дольше, а полиэтиленовый пакет – на
100 лет больше консервной банки. Сколько лет пролежит в лесу брошенный
полиэтиленовый пакет?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 14
Укажи
стрелкой, что к чему приводит.
Браконьерство
|
Обмеление рек
|
Выброс выхлопных газов
автомобилями
|
Исчезновение видов животных
|
Заготовка древесины
|
Загрязнение воздуха
|
Вырубка леса по берегам рек
|
Уменьшение количества лесов
на земле
|
Задание № 15
Расшифруй
ребусы и укажи, что лишнее.
Ответы к олимпиадным заданиям
Задание № 1 (по 1 баллу
за верный ответ)
·
Грибы
·
Чёрное, Красное, Жёлтое, Белое
·
Нет, медведи – север, пингвины – Антарктида
·
Черёмуха
·
Да, из-за задымленного воздуха, содержащего
ядовитые газы, гибнут леса.
·
В яйце все слои – желток, белок, скорлупа –
подвижны. Это нельзя сказать о Земле. Слои Земли – ядро, мантия, земная кора.
Мантия находится в постоянном движении.
- Тополя
защищают улицы городов от пыли и выхлопных газов.
Задание № 2 (по 1 баллу за верный ответ)
- все
предметы, которые нас окружают, называются
телами
- поверхностный
плодородный слой земли почва
- цепочка
превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом круговорот веществ
- выведенные
человеком растения, называются культурными
- водная
оболочка Земли гидросфера
- растения
– вредители на полях сорняки
- воздушная оболочка Земли атмосфера
- цепочки,
поедающих друг друга живых организмов цепи
питания
- часть
дерева, в которой производятся органические вещества листья
Задание № 3
(по 1 баллу за верный ответ)
- Ухо, язык, нога,
глаз, нос.
- Термометр, ножницы,
флюгер, микроскоп.
- Сосна, пихта, ольха,
лиственница.
- Луна, Земля, Солнце,
Колумб.
- Россия, Франция, Санкт-Петербург,
Германия.
- Лучина, телевизор,
лапти, карета.
- Пингвин, кит,
страус, аист.
- Гейзер, компас,
барометр, термометр.
- Осина, ольха,
лиственница, берёза.
- Метель, роса, снеговик,
сугроб.
Задание № 4(по 1 баллу за верный ответ)
1. автомобиль
– бензин, девочка - пища
2.
гвоздь – металл, льдина - вода
3.
сахар – чистое вещество, почва - смесь
4.
бульон – жидкость, кислород - газ
Задание № 5 (по 1 баллу за верный
ответ)
Солнце, дождь,
лягушка, снег, прилив, грибы, землетрясение, листья, ураган, платье, радуга.
Задание № 6 (по 1 баллу за верный
ответ)
Заповедник – место, где запрещена охота на
редких животных.
Флора - растительный мир.
Фауна
- животный мир.
Глобус
- уменьшенная модель земли.
Задание № 7 (по 1 баллу за верный
ответ)
Амур, Нева, Енисей, Волга, Лена, Обь
Задание № 8 (по 1 баллу за верный
ответ)
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
нет
|
нет
|
да
|
да
|
да
|
да
|
Задание № 9 (по 1 баллу за верный ответ)
1) Какое
животное может поднять груз почти в 100 раз
больше собственного веса?
РАЙВЕУМ КАБЕЛ
ВЕОРБОЙ
КЯМОХ
2) Какая птичка бегает
под водой по дну ручьёв и рек в поисках пищи?
ЛЯПАКО САЛАТЧОК
ШНУРОК
3) Какое животное может жить
без пищи семь лет?
КУЛОСЯ
ВЕЛ
КЩЕЛ
ЗОКА
ДЕВЬДЕМ
4) Какое из животных может
прыгать на расстояние в 100 раз больше собственной длины?
РОВОАН
КУШАГЛЯ НОСЛ
5) У кого из этих
животных мозг похож на человеческий?
РАНБА
ЁЛОС
ЛИФДЕНЬ
Задание № 10 (по 1 баллу за верный ответ)
Орган зрения
|
Орган слуха
|
Орган обоняния
|
Орган вкуса
|
Орган осязания
|
Язык
Кожа
Глаза
Уши
Нос
Задание № 11 (по 1 баллу за
верный ответ)
Найдите в рассказе ошибки,
подчеркните их.
Наступила осень. Со всех деревьев опадают
последние листья. Животные готовятся к
зиме. Некоторые птицы улетают на юг. Это журавли, кукушки, синицы, грачи. Заяц, ёж,
лиса меняют шубки на более тёплые и
густые. Белка и ёж делают
запасы, медведь и крот
засыпают до весны.
Задание № 12 (по 1 баллу за
верный ответ)
Распредели
растения по ярусам, записывая их номера
Деревья__1,3,5,8______________
1.сосна 2.кислица 3.ель 4.голубика
Кустарники__11____________ 5.берёза 6.брусника 7.ландыш 8.дуб
Кустарнички__4,6,9_____________ 9.черника 10.пролеска 11.орешник
Травянистые растения__2,7,10,12__________ 12.ветреница
Кустарники__11____________ 5.берёза 6.брусника 7.ландыш 8.дуб
Кустарнички__4,6,9_____________ 9.черника 10.пролеска 11.орешник
Травянистые растения__2,7,10,12__________ 12.ветреница
Задание № 13
1. 1050 кг
(2 балла)
2. 30 лет пролежит банка, 130 лет пролежит пакет. ( 3 балла)
Задание № 14 (3 балла)
БРАКОНЬЕРСТВО
|
ОБМЕЛЕНИЕ РЕК
|
ВЫБРОС ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ
АВТОМОБИЛЯМИ
|
ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ВИДОВ
ЖИВОТНЫХ
|
ЗАГОТОВКА
ДРЕВЕСИНЫ
|
ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУХА
|
ВЫРУБКА ЛЕСА
ПО БЕРЕГАМ РЕК
|
УМЕНЬШЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА
ЛЕСОВ НА ЗЕМЛЕ
|
Задание № 15 (3 балла)
А.ДОЖДЬ Б.БЕЛКА В. ПОТОП
Осень
1. Блиц турнир Ответь на вопросы: (по 1 баллу за слово)
1. След какого зверя похож на человеческий _______________
2.Кто спит вниз головой________________________________
3.Самая плодородная почва – это _________________________
4. Слепыми или зрячими рождаются зайцы?________________
5.Может ли сазан забраться в океан?_______________________
6. Сколько глаз у пчелы ________________________________
7. У какого насекомого самый чуткий нос?__________________
8. Неутомимый музыкант луга, который питается только травой?______________
9. Складной дом, покрытый войлоком_____________________________________
10. Какая птица в нашей стране самая маленькая?___________________________
2. Напиши определения к указанным понятиям (по 2 балла)
Заповедник- ___________________________________________
Ихтиология- ___________________________________________
Орнитология -__________________________________________
3. Слова совпадают с названием разных птиц (по 2 балла)
1. Птица и длинный рычаг у колодца. ______________
2. Любитель рано вставать. ________________________
3. Любитель подраться и птица._____________________
4. Любитель поздно вставать и птица. _______________
5. Сторона монеты, противоположная решке и птица. ________________
6. Пометка на полях тетради или книги в виде схематического изображения летящей птицы и птица. _______________________________
4. Узнай дерево по описанию (по 2 балла)
1. Это хвойное дерево. Хвоинки длинные, соединены по две. Шишки небольшие, округлой формы. В давние времена изготавливали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду и даже корабли. Люди использовали смолу этого дерева, как клей. _______________
2. Это хвойное вечнозелёное дерево с самой мягкой хвоей. ___________________
3. Лист этого дерева почти круглый, черешок длинный. Ствол дерева сероватого цвета. Его называют «спичечной королевой» __________.
4. Название у неё одно, а вот прозвищ множество: медовое дерево, царица лета, лыковое дерево, лубяное дерево, дерево спокойствия и счастья.
Цветут эти деревья поздно. Все деревья уже отцвели, а эти только собираются. Потому называют её «царицей лета». Нектар в цветках вкусноты и полезности необычайной. Пчелы так стараются его собрать, что даже ночью летают.____________________
5. «Укажи лишнее» (по 1 баллу)
В природе много лекарственных трав, но есть и ядовитые. Знаешь ли ты опасные растения? Прочитай названия растений и укажи лишнее.
1. Шиповник, зверобой, волчье лыко, земляника.
2. Мать – и мачеха, ландыш, калина, одуванчик.
3. Бузина, календула, пустырник, тысячелистник.
4. Зверобой, вороний глаз, шалфей, валериана.
5. Василёк, донник, женьшень, мышиный горошек.
6. Почему птицы так называются?» (по 2 балла)
1. Снегирь_________________________________________
2. Синица _________________________________________
3. Кедровка ________________________________________
4. Поползень _______________________________________
5. Мухоловка _______________________________________
6. Овсянка _________________________________________
7. Люди заметили, что в реках, на которых поселились бобры, рыбы становится больше. Почему?____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
8. Почему в Австралии много птиц, не умеющих летать?___________________________
____________________________________________________________________________
9. Вопросы деда- краеведа (по 2 балла)
1. Какое озеро хвастается мускулами?
2.На каком озере ни одной ели, кроме названия?
3. Какой горе не сидится?
4. Какой город читается одинаково спереди и сзади?
10. О зверях (по 2 балла)
1. Какой зверёк дал название мужской причёске?
2. Какая горная коза подарила своё название грузовому автомобилю?
3.Какое животное является эмблемой ФИДЕ- Международной шахматной федерации?
4. Кем в будущем станет головастик? (лягушка)
5. Едят ли животные красивые опавшие листья?
Ответы на олимпиаду
1. Ответь на вопросы: (по 1 баллу за слово)
1. След какого зверя похож на человеческий? (медведя)
2.Кто спит вниз головой? (летучая мышь)
3.Самая плодородная почва – это чернозем.
4. Слепыми или зрячими рождаются зайцы? (зрячими)
5.Может ли сазан забраться в океан? (Нет. Сазан – речная рыба).
6. Сколько глаз у пчелы? (5)
7. . У какого насекомого самый чуткий нос? (у бабочки)
8. Неутомимый музыкант луга, который питается только травой? (кузнечик)
9. Складной дом. покрытый войлоком – юрта.
10. Какая птица в нашей стране самая маленькая? ( королёк)
Всего 10 баллов
2. Напиши определения к указанным понятиям (по 2 баллу)
Заповедник- _____________охраняемая территория
Ихтиология- -------------------наука, изучающая рыб.
Орнитология -___________наука, изучающая птиц.
Всего 6 баллов
3. Слова совпадают с названием разных птиц (по 2 балла)
1. Птица и длинный рычаг у колодца. (журавль)
2. Любитель рано вставать. (жаворонок)
3. Любитель подраться и птица. (петух)
4. Любитель поздно вставать и птица. (сова)
5. Сторона монеты, противоположная решке и птица. (орёл)
6. Пометка на полях тетради или книги в виде схематического изображения летящей птицы и птица. (галочка)
Всего 12 баллов
4. Узнай дерево по описанию (по 2 балла)
1. Это хвойное дерево. Хвоинки длинные, соединены по две. Шишки небольшие, округлой формы. В давние времена изготавливали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду и даже корабли. Люди использовали смолу этого дерева, как клей. (сосна)
2. Это хвойное вечнозелёное дерево с самой мягкой хвоей. (пихта)
3. Лист этого дерева почти круглый, черешок длинный. Ствол дерева сероватого цвета. (осина)
4. Название у неё одно, а вот прозвищ множество: медовое дерево, царица лета, лыковое дерево, лубяное дерево, дерево спокойствия и счастья.
Цветут эти деревья поздно. Все деревья уже отцвели, а эти только собираются. Потому называют её «царицей лета». Нектар в цветках вкусноты и полезности необычайной. Пчелы так стараются его собрать, что даже ночью летают. (липа)
Всего 8 баллов
5. «Укажи лишнее» (по 1 баллу)
В природе много лекарственных трав, но есть и ядовитые. Знаешь ли ты опасные растения? Прочитай названия растений и укажи лишнее.
1. Шиповник, зверобой, волчье лыко, земляника.
2. Мать – и мачеха, ландыш, калина, одуванчик.
3. Бузина, календула, пустырник, тысячелистник.
4. Зверобой, вороний глаз, шалфей, валериана.
5. Василёк, донник, женьшень, мышиный горошек.
Всего 5 баллов
6. Почему птицы так называются?» (по 2 балла)
1. Снегирь /появляется вместе со снегом/
2. Синица /основной цвет в оперении сине – голубой/
3. Кедровка /питается кедровыми орехами, помогает «садить» леса/
4. Поползень /птица, которая ползает по стволу/
5. Мухоловка /любимое лакомство мухоловки – мухи/
6. Овсянка /своей жёлтой окраской напоминает цвет спелого овса, питается овсом/
Всего 12 баллов
7. Бобры строят на реках плотины. Плотины замедляют течение рек, образуются заводи (1 балл). В заводях вода лучше прогревается (2 балла). В теплой воде становится больше мелких насекомых, рачков – корма для молоди рыбы (2 балла).
Всего 5 баллов. Может быть несколько вариантов редактирования. Оценивается каждый верный предложенный ребенком вариант.
8. В Австралии у птиц практически нет врагов-хищников (1 балл). Австралийские птицы находят для себя достаточно корма на земле (1 балл).Условия позволяют им гнездиться на земле (1 балл).
Всего 3 балла.
9. Вопросы деда- краеведа (по 2 балла)
1. Какое озеро хвастается мускулами? (Силач)
2.На каком озере ни одной ели, кроме названия? (Еловое)
3. Какой горе не сидится? (Егоза)
4. Какой город читается одинаково спереди и сзади? (Аша)
Всего 8 баллов
10. О зверях (по 2 балла)
1. Какой зверёк дал название мужской причёске? (ёжик)
2. Какая горная коза подарила своё название грузовому автомобилю? (газель)
3.Какое животное является эмблемой ФИДЕ- Международной шахматной федерации? (конь)
4. Кем в будущем станет головастик? (лягушкой)
5. Едят ли животные красивые опавшие листья? ( Нет, листья несъедобны, и даже ядовиты, поэтому животные их не едят).
Всего 8 баллов.
Всего 77 баллов
Комментариев нет:
Отправить комментарий