« Психолого-педагогическое сопровождение обучения, воспитания и развития учащихся с высоким уровнем учебной мотивации на I cтупени общего среднего образования»

Человек и мир 3 класс

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА по учебному предмету «ЧЕЛОВЕК И МИР»
за первое полугодие

ученика (цы) 3 «__» класса ___________________________ «__» 01.2020
Первый вариант

ЧАСТЬ 1. Ответь на вопросы одним словом «да» или «нет»
1.        Можно ли дойти до линии горизонта? ______
2.        Существуют ли стороны горизонта? ______
3.        Солнце – это звезда? _____
4.        Глобус – это модель земного шара? _____
5.        На карте коричневым цветом обозначены пустыни? ______
6.        В Беларуси есть равнины? _______
7.        В смешанных лесах растут хвойные деревья? _____
8.        Кабан – самое крупное животное наших лесов? _____
9.        Озёра впадают в реки? _____
10.    Можно ли осушить болото? _____
                                
ЧАСТЬ 2. Запиши ответы на вопросы
1.        В каком полушарии находится Беларусь? ______________________
2.        Сколько океанов на Земле? _________________
3.        Если встать лицом к востоку, какая сторона света будет за спиной?
___________________________________
4.        Какой вид ориентирования самый точный? _____________________
5.        Как называется небольшое возвышение земной поверхности?
___________________________________
6.        Какое полезное ископаемое называют чёрным золотом?
___________________________________
7.        Где добывают торф? _______________________________
8.        Почему Беларусь называют синеокой? ________________________
_________________________________________________________
9.        Как называется растение – хищник? __________________________
10.       Как дети могут помочь сохранить лес? ________________________
_________________________________________________________

ЧАСТЬ 3. Запиши ответы на вопросы, используя физическую карту полушарий (открой первый форзац учебника)
1.    Какие материки расположены в Западном полушарии?
__________________________________________________________

2.    Какие океаны омывают Австралию?
___________________________________________________________
3.    Какие материки омывает Северный Ледовитый океан?
___________________________________________________________
4.    Какой полюс находится в Антарктиде? __________________________
5.    Как на карте обозначаются пески? ________________
6*. На каком материке находятся самые высокие горы?
___________________________

ЧАСТЬ 4. Открой учебник на стр. 90. Прочитай текст от слов «Морские водоросли» до конца параграфа. Ответь на вопросы, используя учебник.
1.      Что образуется, когда отмирают морские водоросли? ____________________________
2.      Сколько кислорода в воздух Земли выделяют морские водоросли?
____________________________
3.       Все водоросли являются съедобными для человека? _______
4.       Как называется особое вещество, которое получают из водорослей?
____________________________
5.       Какого цвета бывают водоросли?
___________________________________________________________
6*.   Почему водоросли являются хорошим удобрением?
       ___________________________________________________________
       ___________________________________________________________



Подведение итогов
Обведи номер той части работы, которая тебе больше всего
понравилась:
1   2   3   4

Обведи номер той части работы, которая для тебя оказалась
самой лёгкой:
1   2   3   4

Обведи номер той части работы, которую ты считаешь для себя
 самой полезной:
1   2   3   4


Спасибо за работу! Успехов  в учёбе!





Зима


Задание № 1
Ответь на вопросы:
·        К какому царству относятся организмы, состоящие в основном из шляпки и ножки?____________________________________________________________
·        Есть такая народная поговорка "В воде искупался, да сух остался". О ком так говорят и почему? ___________________________________________________
______________________________________________________________________
·        Назови «цветные моря»_________________________________________________
________________________________________________________________________
·        Могут ли в природе встретиться белый медведь и пингвин? Почему?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
·        В мае часто случаются заморозки, которые в народе связывают с названием этого растения, так как в мае он как раз цветет? ____________________________
·        Чистота воздуха во многом зависит от здоровья леса. А зависит ли здоровье леса от чистоты воздуха? Почему?____________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
·        Иногда строение Земли сравнивают с варёным куриным яйцом. Объясните, почему это сравнение не совсем удачно? __________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Ещё в древности греки обсаживали площади и улицы этими деревьями, поэтому его научное имя «популюс» - означает «народный».С какой целью люди сейчас высаживают эти деревья на улицах городов? __________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 2
      «Доскажи словечко»
1.     все предметы, которые нас окружают, называются  _______________________
2.     поверхностный плодородный слой земли ________________________________
3.     цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом ___________________________________________________________
4.     выведенные человеком растения, называются _____________________________
5.     водная оболочка Земли ________________________________________________
6.     растения – вредители на полях __________________________________________
7.     воздушная оболочка Земли _____________________________________________
8.     цепочки, поедающих друг друга живых организмов ________________________
9.     часть дерева, в которой производятся органические вещества ________________

Задание № 3
Найдите в каждой строчке "лишнее слово"
1.     Ухо, язык, нога, глаз, нос.
2.     Термометр, ножницы, флюгер, микроскоп.
3.     Сосна, пихта, ольха, лиственница.
4.     Луна, Земля, Солнце, Колумб.
5.     Россия, Франция, Санкт-Петербург, Германия.
6.     Лучина, телевизор, лапти, карета.
7.     Пингвин, кит, страус, аист.
8.     Гейзер, компас, барометр, термометр.
9.     Осина, ольха, лиственница, берёза.
10. Метель, роса, снеговик, сугроб.
Задание № 4
Допиши нужное слово, сохраняя смысловую связь
1.     автомобиль – бензин, девочка - _______________________________________
2.     гвоздь – металл, льдина - ____________________________________________
3.     сахар – чистое вещество, почва - _____________________________________
4.     бульон – жидкость, кислород - ________________________________________

Задание № 5
Подчеркните явления природы: Солнце, дождь, лягушка, снег, прилив, грибы, землетрясение, листья, ураган, платье, радуга.

Задание № 6
Напиши определения к указанным понятиям
Заповедник________________________________________________________________
Флора - ___________________________________________________________________
Фауна - ___________________________________________________________________
Глобус - __________________________________________________________________

                                                                            Задание № 7
Собери из букв как можно больше названий рек России (буквы можно
использовать несколько раз). Запиши эти названия.

НЛИОВАГБЬЕСЙДУМР
 __________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 8
                Ответьте, верны ли утверждения (Запишите в таблице: да или нет)
  1. Смена времён года происходит потому, что Земля вращается вокруг своей оси.
  2. Перелётные птицы (ласточки, аисты) улетают на юг, чтобы вывести там потомство.
  3. Природа может обойтись без человека, а человек без природы - нет.
  4. Россия расположена на материке Евразия.
  5. В лесу растут древесные и травянистые растения.
  6. Зимой крот впадает в спячку, потому что не может в этот период найти пищу.
1
2
3
4
5
6







Задание № 9
Узнай загадочных животных и подчеркни правильный ответ
1)   Какое животное может поднять груз почти в 100 раз больше    собственного веса?
РАЙВЕУМ          КАБЕЛ          ВЕОРБОЙ          КЯМОХ
2)   Какая птичка бегает под водой по дну ручьёв и рек в поисках пищи?
ЛЯПАКО          САЛАТЧОК          ШНУРОК
3)  Какое животное может жить без пищи семь лет?
КУЛОСЯ          ВЕЛ          КЩЕЛ          ЗОКА          ДЕВЬДЕМ
4)  Какое из животных может прыгать на расстояние в 100 раз больше собственной  длины?
РОВОАН          КУШАГЛЯ         НОСЛ
5)   У кого из этих животных мозг похож на человеческий?
РАНБА          ЁЛОС          ЛИФДЕНЬ

Задание № 10

Соедини линиями слова в правом и левом столбиках

Орган зрения
Орган слуха
Орган обоняния
Орган вкуса
Орган осязания
                                      Язык
                                    Кожа
                                      Глаза
                                      Уши
                                      Нос

Задание № 11

Найдите в рассказе ошибки, подчеркните их.

             Наступила осень. Со всех деревьев опадают последние листья. Животные готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг. Это журавли, кукушки, синицы, грачи. Заяц, ёж, лиса меняют шубки  на более тёплые и густые. Белка и ёж делают запасы, медведь и крот засыпают до весны.
Задание № 12
Распредели растения по ярусам, записывая их номера.
Деревья________________                          1.сосна 2.кислица 3.ель 4.голубика
Кустарники________________                    5.берёза 6.брусника 7.ландыш 8.дуб
Кустарнички_______________                    9.черника 10.пролеска 11.орешник
Травянистые растения_____________                        12.ветреница

Задание № 13
Реши экологические задачи.
1.     Летом за сутки лось съедает 35 кг листьев, травы. Сколько корма потребуется ему в течение 30 дней? _____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
2.     Бумага, брошенная вами в лесу, будет лежать 2 года. Консервная банка – в 15 раз дольше, а полиэтиленовый пакет – на 100 лет больше консервной банки. Сколько лет пролежит в лесу брошенный полиэтиленовый пакет?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 14
 Укажи стрелкой, что к чему приводит.
Браконьерство
Обмеление рек
Выброс выхлопных газов автомобилями
Исчезновение видов животных
Заготовка древесины
Загрязнение воздуха
Вырубка леса по берегам рек
Уменьшение количества лесов на земле

Задание № 15
Расшифруй ребусы и укажи, что лишнее.
http://festival.1september.ru/articles/612640/img1.jpg



Ответы к олимпиадным заданиям
Задание № 1 (по 1 баллу за верный ответ)

·          Грибы
·         Чёрное, Красное, Жёлтое, Белое
·         Нет, медведи – север, пингвины – Антарктида
·         Черёмуха
·         Да, из-за задымленного воздуха, содержащего ядовитые газы, гибнут леса.
·         В яйце все слои – желток, белок, скорлупа – подвижны. Это нельзя сказать о Земле. Слои Земли – ядро, мантия, земная кора. Мантия находится в постоянном движении.
  • Тополя защищают улицы городов от пыли и выхлопных газов.
Задание № 2 (по 1 баллу за верный ответ)
  1. все предметы, которые нас окружают, называются  телами
  2. поверхностный плодородный слой земли почва
  3. цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом круговорот веществ
  4. выведенные человеком растения, называются культурными
  5. водная оболочка Земли  гидросфера
  6. растения – вредители на полях сорняки
  7. воздушная оболочка Земли атмосфера
  8. цепочки, поедающих друг друга живых организмов цепи питания
  9. часть дерева, в которой производятся органические вещества листья
Задание № 3  (по 1 баллу за верный ответ)
  1. Ухо, язык, нога, глаз, нос.
  2. Термометр, ножницы, флюгер, микроскоп.
  3. Сосна, пихта, ольха, лиственница.
  4. Луна, Земля, Солнце, Колумб.
  5. Россия, Франция, Санкт-Петербург, Германия.
  6. Лучина, телевизор, лапти, карета.
  7. Пингвин, кит, страус, аист.
  8. Гейзер, компас, барометр, термометр.
  9. Осина, ольха, лиственница, берёза.
  10. Метель, роса, снеговик, сугроб.
Задание № 4(по 1 баллу за верный ответ)
1.      автомобиль – бензин, девочка - пища
2.      гвоздь – металл, льдина - вода
3.      сахар – чистое вещество, почва - смесь
4.      бульон – жидкость, кислород - газ
Задание № 5 (по 1 баллу за верный ответ)
Солнце, дождь, лягушка, снег, прилив, грибы, землетрясение, листья, ураган, платье, радуга.
Задание № 6 (по 1 баллу за верный ответ)
Заповедник – место, где запрещена охота на редких животных.
Флора  - растительный мир.
Фауна -  животный мир.
Глобус -  уменьшенная модель земли.
                                                                            Задание № 7 (по 1 баллу за верный ответ)
      Амур, Нева, Енисей, Волга, Лена, Обь
Задание № 8 (по 1 баллу за верный ответ)
1
2
3
4
5
6
нет
нет
да
да
да
да

Задание № 9 (по 1 баллу за верный ответ)
1)   Какое животное может поднять груз почти в 100 раз больше    собственного веса?
РАЙВЕУМ          КАБЕЛ          ВЕОРБОЙ          КЯМОХ
2)   Какая птичка бегает под водой по дну ручьёв и рек в поисках пищи?
ЛЯПАКО          САЛАТЧОК          ШНУРОК
3)  Какое животное может жить без пищи семь лет?
КУЛОСЯ          ВЕЛ          КЩЕЛ          ЗОКА          ДЕВЬДЕМ
4)  Какое из животных может прыгать на расстояние в 100 раз больше собственной  длины?
РОВОАН          КУШАГЛЯ         НОСЛ
5)   У кого из этих животных мозг похож на человеческий?
РАНБА          ЁЛОС          ЛИФДЕНЬ
Задание № 10 (по 1 баллу за верный ответ)

Орган зрения
Орган слуха
Орган обоняния
Орган вкуса
Орган осязания
                                      Язык
                                             Кожа
                                      Глаза
                                      Уши
                                      Нос

Задание № 11 (по 1 баллу за верный ответ)
Найдите в рассказе ошибки, подчеркните их.       
             Наступила осень. Со всех деревьев опадают последние листья. Животные готовятся к  зиме. Некоторые птицы улетают на юг. Это журавли, кукушки, синицы, грачи. Заяц, ёж, лиса меняют шубки  на более тёплые и густые. Белка и ёж делают запасы, медведь и крот засыпают до весны.
Задание № 12 (по 1 баллу за верный ответ)
Распредели растения по ярусам, записывая их номера
Деревья__1,3,5,8______________ 1.сосна 2.кислица 3.ель 4.голубика
Кустарники__11____________ 5.берёза 6.брусника 7.ландыш 8.дуб
Кустарнички__4,6,9_____________ 9.черника 10.пролеска 11.орешник
Травянистые растения__2,7,10,12__________ 12.ветреница 
Задание № 13
1. 1050 кг            (2 балла)
2.  30 лет пролежит банка, 130 лет пролежит пакет.    ( 3 балла)

Задание № 14 (3 балла)

         БРАКОНЬЕРСТВО  

                ОБМЕЛЕНИЕ  РЕК


           ВЫБРОС ВЫХЛОПНЫХ  ГАЗОВ     АВТОМОБИЛЯМИ 
                                            
 
               ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ВИДОВ
                               ЖИВОТНЫХ

           ЗАГОТОВКА ДРЕВЕСИНЫ  
                                    
 
              ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУХА

        ВЫРУБКА ЛЕСА ПО БЕРЕГАМ РЕК                                                                                                         
                                                                                                                                       
         
    УМЕНЬШЕНИЕ  КОЛИЧЕСТВА
                ЛЕСОВ НА ЗЕМЛЕ                                                                                             


Задание № 15 (3 балла)

А.ДОЖДЬ                            Б.БЕЛКА                       В. ПОТОП                            



Осень


1. Блиц турнир Ответь на вопросы: (по 1 баллу за слово)
1. След какого зверя похож на человеческий _______________
2.Кто спит вниз головой________________________________
3.Самая плодородная почва – это _________________________
4. Слепыми или зрячими рождаются зайцы?________________
5.Может ли сазан забраться в океан?_______________________
6. Сколько глаз у пчелы ________________________________
7. У какого насекомого самый чуткий нос?__________________
8. Неутомимый музыкант луга, который питается только травой?______________
9. Складной дом, покрытый войлоком_____________________________________
10. Какая птица в нашей стране самая маленькая?___________________________
2. Напиши определения к указанным понятиям (по 2 балла)
Заповедник- ___________________________________________
Ихтиология- ___________________________________________
Орнитология -__________________________________________
3. Слова совпадают с названием разных птиц (по 2 балла)
1. Птица и длинный рычаг у колодца. ______________
2. Любитель рано вставать. ________________________
3. Любитель подраться и птица._____________________
4. Любитель поздно вставать и птица. _______________
5. Сторона монеты, противоположная решке и птица. ________________
6. Пометка на полях тетради или книги в виде схематического изображения летящей птицы и птица. _______________________________
4. Узнай дерево по описанию (по 2 балла)
1. Это хвойное дерево. Хвоинки длинные, соединены по две. Шишки небольшие, округлой формы. В давние времена изготавливали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду и даже корабли. Люди использовали смолу этого дерева, как клей. _______________
2. Это хвойное вечнозелёное дерево с самой мягкой хвоей. ___________________
3. Лист этого дерева почти круглый, черешок длинный. Ствол дерева сероватого цвета. Его называют «спичечной королевой» __________.
4. Название у неё одно, а вот прозвищ множество: медовое дерево, царица лета, лыковое дерево, лубяное дерево, дерево спокойствия и счастья.
Цветут эти деревья поздно. Все деревья уже отцвели, а эти только собираются. Потому называют её «царицей лета». Нектар в цветках вкусноты и полезности необычайной. Пчелы так стараются его собрать, что даже ночью летают.____________________
5. «Укажи лишнее» (по 1 баллу)
В природе много лекарственных трав, но есть и ядовитые. Знаешь ли ты опасные растения? Прочитай названия растений и укажи лишнее.
1.  Шиповник, зверобой, волчье лыко, земляника.
2.  Мать – и мачеха, ландыш, калина, одуванчик.
3.  Бузина, календула, пустырник, тысячелистник.
4Зверобой, вороний глаз, шалфей, валериана.
5.  Василёк, донник, женьшень, мышиный горошек.


6. Почему птицы так называются?» (по 2 балла)
1. Снегирь_________________________________________
2. Синица _________________________________________
3. Кедровка ________________________________________
4. Поползень _______________________________________
5. Мухоловка _______________________________________
6. Овсянка _________________________________________


7. Люди заметили, что в реках, на которых поселились бобры, рыбы становится больше. Почему?____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________


8. Почему в Австралии много птиц, не умеющих летать?___________________________
____________________________________________________________________________


9. Вопросы деда- краеведа (по 2 балла)
1. Какое озеро хвастается мускулами?
2.На каком озере ни одной ели, кроме названия?
3. Какой горе не сидится?
4. Какой город читается одинаково спереди и сзади?


10. О зверях (по 2 балла)
1. Какой зверёк дал название мужской причёске?
2. Какая горная коза подарила своё название грузовому автомобилю?
3.Какое животное является эмблемой ФИДЕ- Международной шахматной федерации?
4. Кем в будущем станет головастик? (лягушка)
5. Едят ли животные красивые опавшие листья?





Ответы на олимпиаду 
1. Ответь на вопросы: (по 1 баллу за слово)
1. След какого зверя похож на человеческий? (медведя)
2.Кто спит вниз головой? (летучая мышь)
3.Самая плодородная почва – это чернозем.
4. Слепыми или зрячими рождаются зайцы? (зрячими)
5.Может ли сазан забраться в океан? (Нет. Сазан – речная рыба).
6. Сколько глаз у пчелы? (5)
7. . У какого насекомого самый чуткий нос? (у бабочки)
8. Неутомимый музыкант луга, который питается только травой? (кузнечик)
9. Складной дом. покрытый войлоком – юрта.
10. Какая птица в нашей стране самая маленькая? ( королёк)
Всего 10 баллов
2. Напиши определения к указанным понятиям (по 2 баллу)
Заповедник- _____________охраняемая территория
Ихтиология- -------------------наука, изучающая рыб.
Орнитология -___________наука, изучающая птиц.
Всего 6 баллов
3. Слова совпадают с названием разных птиц (по 2 балла)
1. Птица и длинный рычаг у колодца. (журавль)
2. Любитель рано вставать. (жаворонок)
3. Любитель подраться и птица. (петух)
4. Любитель поздно вставать и птица. (сова)
5. Сторона монеты, противоположная решке и птица. (орёл)
6. Пометка на полях тетради или книги в виде схематического изображения летящей птицы и птица. (галочка)
Всего 12 баллов
4. Узнай дерево по описанию (по 2 балла)
1. Это хвойное дерево. Хвоинки длинные, соединены по две. Шишки небольшие, округлой формы. В давние времена изготавливали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду и даже корабли. Люди использовали смолу этого дерева, как клей. (сосна)
2. Это хвойное вечнозелёное дерево с самой мягкой хвоей. (пихта)
3. Лист этого дерева почти круглый, черешок длинный. Ствол дерева сероватого цвета. (осина)
4. Название у неё одно, а вот прозвищ множество: медовое дерево, царица лета, лыковое дерево, лубяное дерево, дерево спокойствия и счастья.
Цветут эти деревья поздно. Все деревья уже отцвели, а эти только собираются. Потому называют её «царицей лета». Нектар в цветках вкусноты и полезности необычайной. Пчелы так стараются его собрать, что даже ночью летают. (липа)
Всего 8 баллов



5. «Укажи лишнее» (по 1 баллу)
В природе много лекарственных трав, но есть и ядовитые. Знаешь ли ты опасные растения? Прочитай названия растений и укажи лишнее.
1Шиповник, зверобой, волчье лыко, земляника.
2.  Мать – и мачеха, ландыш, калина, одуванчик.
3.  Бузина, календула, пустырник, тысячелистник.
4Зверобой, вороний глаз, шалфей, валериана.
5.  Василёк, донник, женьшень, мышиный горошек.

Всего 5 баллов


6. Почему птицы так называются?» (по 2 балла)
1. Снегирь /появляется вместе со снегом/
2. Синица /основной цвет в оперении сине – голубой/
3. Кедровка /питается кедровыми орехами, помогает «садить» леса/
4. Поползень /птица, которая ползает по стволу/
5. Мухоловка /любимое лакомство мухоловки – мухи/
6. Овсянка /своей жёлтой окраской напоминает цвет спелого овса, питается овсом/


Всего 12 баллов
7. Бобры строят на реках плотины. Плотины замедляют течение рек, образуются заводи (1 балл). В заводях вода лучше прогревается (2 балла). В теплой воде становится больше мелких насекомых, рачков – корма для молоди рыбы (2 балла).
Всего 5 баллов. Может быть несколько вариантов редактирования. Оценивается каждый верный предложенный ребенком вариант.
8. В Австралии у птиц практически нет врагов-хищников (1 балл). Австралийские птицы находят для себя достаточно корма на земле (1 балл).Условия позволяют им гнездиться на земле (1 балл).
Всего 3 балла.
9. Вопросы деда- краеведа (по 2 балла)
1. Какое озеро хвастается мускулами? (Силач)
2.На каком озере ни одной ели, кроме названия? (Еловое)
3. Какой горе не сидится? (Егоза)
4. Какой город читается одинаково спереди и сзади? (Аша)


Всего 8 баллов


10. О зверях (по 2 балла)
1. Какой зверёк дал название мужской причёске? (ёжик)
2. Какая горная коза подарила своё название грузовому автомобилю? (газель)
3.Какое животное является эмблемой ФИДЕ- Международной шахматной федерации? (конь)
4. Кем в будущем станет головастик? (лягушкой)
5. Едят ли животные красивые опавшие листья? ( Нет, листья несъедобны, и даже ядовиты, поэтому животные их не едят).
Всего 8 баллов.



Всего 77 баллов

Комментариев нет:

Отправить комментарий