« Психолого-педагогическое сопровождение обучения, воспитания и развития учащихся с высоким уровнем учебной мотивации на I cтупени общего среднего образования»

Русский язык 3 класс


Олимпиадные задания

Осень


Класс                                                            Набрано баллов 
                                  
Фамилия, имя
1. Выпиши слова, в которых звуков больше, чем букв.
Ягода, земля, поляна, ель, лес, апрель, зайка, льёт, зеленые, попугай.
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________

2. Прочитай слова и запиши их:
[испраф,], [патсказка], [с,эдой,], [й,упка].
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Запишите в алфавитном порядке и поставьте знаки ударения.
Повторим, оттепель, алфавит, ворота, звонит,  документ, банты, столяр, маляр, заморозки  ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Угадай слово. Запиши его, выдели части слова.
- Суффикс тот же, что и в словах «железный» и «старость»
- приставки те же, что и в словах «приезд» и «надстройка»
- Корень тот же, что и в слове «подлежащее»

__________________________________________________________________

5. Допиши пословицы.
Ученье - свет, _____________________________________________________
Скучен день до вечера, _____________________________________________
Петь хорошо вместе, _______________________________________________

6. Какими частями речи являются выделенные слова (надпиши сверху):

а) Стою на нашем берегу, покой границы берегу.
б) Снежное покрывало покрывало всё поле.
           в) Посадила мама в печь пирог с капустой печь.
7. Подбери к существительным кенгуру, какаду, вуаль, рояль, фойе, тюль, шампунь, кофе, мозоль подходящие по смыслу имена прилагательные в единственном числе. Запиши получившиеся словосочетания.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Замени фразеологический оборот одним словом.
В час по чайной ложке.  ________________________________
Надуть губы. _____________________________________
Мозолить глаза. ___________________________________
Клевать носом.  ___________________________________
Зарубить на носу. __________________________________
Чесать языки. _____________________________________
Дать стрекача. _____________________________________
Ломать голову. ____________________________________

9.  К данным словам запишите слева антонимы, справа – синонимы.

___________________
– враг – ________________________
___________________
– ложь – ________________________
___________________
– невежда – ______________________


10. Расставьте знаки препинания так, чтобы в данном предложении смысл оказался верным:

Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять  на ногах.

11. Вставь пропущенную букву.
Зал…зать раны.                                            Зал…зать на крышу.
Отв..рить дверь.                                            Отв…рить картофель.
Ув…дать издали.                                          Ув…дать от времени.
      Пос…деть на скамейке.                               Пос…деть от времени


  

Ключ к оцениванию олимпиадных заданий по русскому языку, осень
задания
Правильный ответ
Оценивание
Максимальное количество баллов
1.
Ягода, зеленые. 
За каждый правильный ответ по 1 баллу
2 балла
2
Исправь, подсказка, седой, юбка.
0,5 балла за каждое правильно написанное слово
2 балла
3.
АлфавИт,бАнты, ворОта,   докумЕнт, зАморозки, звонИт, малЯр, Оттепель, повторИм,  столЯр.


За каждый правильный ответ 0,5 б
5 баллов
+1б за расстановку слов по алфавиту
4.

Принадлежность
1 балл за правильно записанное слово + 0,5 балла за правильный разбор
1,5 балла
5.
Ученье - свет, а неученье - тьма.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Петь хорошо вместе, а молчать порознь.
За каждый правильный ответ по 1 баллу

3 балла
6.
       
                                             сущ.                                            глагол
а) Стою на нашем берегу, покой границы берегу.
                                  сущ.                      глагол
б) Снежное покрывало покрывало всё поле.
                                                сущ.                                          глагол
в) Посадила мама в печь пирог с капустой печь.

0,5 балла за каждую правильно определённую часть речи
3 балла
7.
Быстрый кенгуру (большой)                                                                       
разговорчивый какаду (хохлатый)
чёрная вуаль  (длинная)
концертный рояль (старинный)
светлый тюль  (мятый, новый, прозрачный)
чёрный кофе (горячий свежий)
больная мозоль (кровавая)
1 балл за каждое правильно составленное словосочетание
7 баллов
8.
В час по чайной ложке (медленно, еле-еле)
Надуть губы  (обидеться)
Намозолить глаза (надоесть)
Клевать носом (засыпать,дремать)
Зарубить на носу  (запомнить)
Чесать языки  (болтать)
Дать стрекача  (убежать)
Ломать голову (думать) 
За каждый правильный ответ 1 балл.

8 баллов
9.
                   Друг – враг – недруг
Правда, истина – ложь – обман, враньё, неправда
Знаток, эрудит - невежда – неуч, недоучка
1 балл за антоним + 1 балл за синоним для каждого слова.
Бонус – 0,5 балла за каждое дополнительное слово
6 баллов + бонусы
10.
Пальцев у него двадцать: пять – на каждой руке, десять – на ногах.

0,5 балла за каждый правильно поставленный знак.
2 балла
11.
Зализать раны.                      Залезать на крышу.
Отворить дверь.                    Отварить картофель.
Увидать издали.                    Увядать от времени.
Посидеть на скамейке.               Поседеть от времени 

8 баллов

Примечание: за каждую орфографическую ошибку, допущенную в ответах снимается 0,25 балла.




Зима

Класс                                                            Набрано баллов                                  
Фамилия, имя

1.     Выпиши слова, в которых есть звук [й]
И вскользь мне бросила змея:
«У каждого судьба своя!»
Но я-то знал, что так нельзя –
­         Жить, извиваясь и скользя ...

2.     К  каждой паре слов подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном:

                                  хвост                                                                 нервы
________                                                    __________        
                                   холод                                                                 трубы


                                  перстень                                                           жизнь
_________                                              ____________
                                 характер                                                          конфета

3.     Раскрой скобки и запиши словосочетания по образцу:
2 (друг) – два друга, второй друг
3 (люди) - _________________________________________________________
5 (метла) - ________________________________________________________
7 (носок) - ________________________________________________________
10 (килограмм) - ___________________________________________________
6 (кочерга) - _______________________________________________________
11 ( помидор) - ________________________________________________
4.  Составь из букв данного слова существительное дрvгого склонения, укажи тип склонения (1,2,3) во всех словах.
кукла-
тьма-
кочан-
банка-
5. Поставь ударение в словах:
 Красивее, звонят, завидно, щавель, торты, сливовый, балованный, банты

6. Замени данное предложение подходящим по смыслу фразеологическим оборотом.
а) Овладевать собой, успокаиваться - …
б) Очень тесно - …
в) Усиленно думать над трудным вопросом - …
г) Хорошо запомнить - .....
7. Запиши слова в три столбика по схеме:                                                                                      
     Лесок, работник, походы, цветок, поезда, дожди, погода, выходы, чулок.
а) корень, суффикс, окончание______________________________________
б) приставка, корень, окончание_____________________________________
в) корень, окончание_______________________________________________

8.  Со словами заводи, мороженое составь по два предложения. Укажи, какими частями речи являются эти слова в твоих предложениях.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________

9. Запиши номера частей так, чтобы получился текст.
1) Вот почему под осиной столько сосновых шишек очутилось!
2) Отошёл я в сторону и сел на пенёк. Гляжу, к дереву птица летит и в клюве сосновую шишку держит. Сразу узнал я дятла.
3) Вдруг вижу: на снегу набросана целая куча сосновых шишек. Все вылущенные, растрепанные: хорошо над ними кто-то потрудился.
4) Шёл я однажды зимой по лесу.
5) Посмотрел вверх на дерево. Да ведь это не сосна, а осина! На осине сосновые шишки не растут. Значит, кто-то натаскал их сюда.
          Ответ:______________________________________________________

10. Подбери прилагательное к каждой группе слов, которые превратят следующие слова во фразеологизмы:
1.Век, середина, правило ________________________________________
2.Удар, система, затмение _______________________________________
3.Суп, шут, чучело _____________________________________________
4. Полюс, буря, поле.____________________________________________

Ключ к оцениванию олимпиадных заданий по русскому языку, зима
задания
Правильный ответ
Оценивание
Максимальное количество баллов
1.
Змея, своя, я, извиваясь.
По 1б. за каждое слово
4 балла
2.
Собачий,
стальные ( железные),
золотой (железный),
сладкая. 
За каждый правильный ответ по 1 баллу
4 балла
3.
Три человека, третий человек,
Пять метел, пятая метла,
Семь носков, седьмой носок,
Десять килограммов, десятый килограмм
Шесть кочерег, шестая кочерга,
Одиннадцать помидоров, одиннадцатый помидор.
По 1 баллу за каждое словосочетание
12 баллов
4.
кукла (1) - кулак(2)
тьма( 1 ) - мать (3)
кочан(2) - ночка (1)
банка (1) - кабан (2)
По 1 баллу за каждое слово+ по 1 баллу за верное определение типа склонения
8 баллов
5.
Красивее, звонят, завидно, щавель, торты, сливовый, балованный, банты
За каждый правильный ответ 0,5 б.
4 балла
6.
   А) Брать себя в руки.
    Б) Яблоку негде упасть.
    В) Ломать голову.
    Г) Зарубить себе на носу.
По 1 баллу за каждый фразеологизм
4 балла
7.
а) работник, цветок, лесок, чулок;
б) походы, выходы, поезда;
в) дожди, погода. 
По 1 баллу за каждое слово
9 баллов
8.
В тихой заводи реки плавали лебеди. (сущ.)
Заводи скорее мотор! (глагол)
Я очень люблю сливочное мороженое. (сущ.)
Мороженое мясо лежит на прилавке. (прилаг.)
По 1 баллу за каждое предложение с правильным указанием части речи.

4 балла
9.
1.     4, 3, 5, 2, 1

5 баллов
10.
1.     Золотой
2.     Солнечный
3.     Гороховый
4.     Магнитный
По 1 баллу за одно прилагательное

   4 балла


Использованная литература:
  • В.В. Волина. Учимся играя. М.: Новая школа, 1994
  • В.В. Волина. Весёлая грамматика. М.: Знание, 1995
  • Н.Г.Белицкая. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. М.; Айрис-пресс, 2006
  • Т.Н. Каркошкина, И.В. Персидская, О.Н. Донская. Олимпиадные задания: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир. 3-4 классы. Волгоград: Учитель, 2010


Комментариев нет:

Отправить комментарий